Проективная методика исследования личности ребенка
Featured

Проективная методика исследования личности ребенка

На этот раз студенты Психологической клиники ПСИ обсуждают детскую психологию, а значит пришло время познакомить Вас с проективной методикой исследования личности ребенка, которую могут проводить даже родители со своими детьми. Это серия тестов-сказок, но мы познакомим Вас только с некоторыми из них.

Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он может быть использован в работе с детьми даже самого раннего возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста.

Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.

Советы по проведению теста.

Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения. Согласно Дюсс, такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как:

  • просьба прервать рассказ;
  • стремление перебить рассказчика;
  • предложение необычных, неожиданных окончаний историй;
  • торопливые и поспешные ответы;
  • изменение тона голоса;
  • признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики);
  • отказ отвечать на вопрос;
  • возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала.

Все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства.

Необходимо иметь в виду следующее.

Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не носит навязчивого характера. Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на это следует обратить внимание. Избегание сложных ситуаций в жизни – это всегда признак неуверенности и страха.

 

p.s. Благодарим за помощь в подготовке материала преподавателя Прикамского социального института,
психолога, психотерапевта Николая Константиновича Кобелькова

 

 

Об институте

Институт имеет  Лицензию регистрационный № Л035-00115-77/00631900 от 22 октября 2020 года, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки

Институт ведёт подготовку бакалавров в сфере высшего профессионального образования по направлениям: юриспруденция, менеджмент, экономика, психология.

Авторизация для доступа к электронной библиотеке